На уроках литературы…

21 февраля 2020
32
В январе 2020 г. исполнилось 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова - русского поэта, драматурга, дипломата, пианиста и композитора. Наделённый редкими природными способностями и необычайным трудолюбием, Грибоедов оставил огромный след в истории и культурной жизни нашей страны. Один из образованнейших людей своего времени, он сделал целью своей жизни служение Родине, полагая: «Чем человек просвещеннее, тем полезнее он своему Отечеству». Его знания были огромны и многосторонни, он знал восемь иностранных языков, был не только поэтом и драматургом, но также способным музыкантом и выдающимся дипломатом с задатками крупного политика. Самое знаменитое его произведение – комедия «Горе от ума», которая является чемпионом русской литературы по количеству афоризмов и крылатых выражений. Впервые поставленная в 1831 году, с тех пор она не сходит с русской сцены. Юбилейный год писателя – хороший повод уделить особое внимание его жизни и творчеству. Судьба Александра Сергеевича Грибоедова трагична и прекрасна. Уже более 200 лет прошло со дня его рождения. А нас по-прежнему притягивает образ этого человека, поэта, гражданина. Он близок и дорог людям как гениальный поэт и глубокий мыслитель, как передовой деятель своего времени – патриот и гуманист, оказавший глубокое и плодотворное воздействие на развитие русской национальной культуры. Грибоедов остался в истории нашей культуры автором одного гениального произведения, оказавшего огромное влияние на всю русскую литературу. В комедии каждый говорит свойственным ему живым, разговорным русским языком. Как и предсказывал Александр Сергеевич Пушкин, многие стихи комедии вошли в нашу речь. Кроме того, глубокий смысл комедии состоит в том, что в пьесе показано, как в условиях крепостничества, деспотизма обречены на гонения всякая независимая мысль, искренние чувства. Так, личная драма Чацкого разрастается в общественную драму целого поколения передовых людей декабристской эпохи. Не зря А. Бестужев пророчил: "Будущее оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений…" Обучающиеся 9 «А» класса на двух уроках литературы погрузились в текст пьесы, задумались над характером главных героев, а также уделили внимание важным элементам любой театральной постановки – звуку, костюмам, декорациям, афишам. Личное участие в творческом процессе помогло ребятам по-новому взглянуть на знакомый текст. Также в ходе занятия был проведен сравнительный анализ самого знаменитого монолога Чацкого «А судьи кто?» в исполнении театральных актеров различных эпох. Ребята получили опыт бережного и творческого обращения с литературным текстом, что в дальнейшем поможет им глубже понимать программные произведения, а также позволит расширить личный круг чтения.