Погружение в науку через историю
10 мая 2023
117
3 мая 2023 г. обучающиеся школы-интерната «Красные Зори» совершили путешествие в Санкт-Петербург и побывали на экскурсии во Всероссийском институте растениеводства им. Н.И. Вавилова. Посетили кабинет великого русского учёного Николая Ивановича Вавилова – генетика и ботаника, географа и государственного деятеля с трагической судьбой. Всем известен факт, что под руководством Вавилова была создана крупнейшая в мире коллекция семян культурных растений, которую ленинградские ученые ценой собственной жизни сохранили в блокаду, понимая, что берегут стратегический продовольственный запас страны. Поездка открыла много нового и интересного для наших старшеклассников в области биологии, географии, химии. А подробная экскурсия Анастасии Николаевны, сотрудницы института, позволила проанализировать некоторые исторические моменты и теснейшую связь времен, судеб и событий, непосредственно касающихся истории нашей школы.
Во-первых, Игнатий Вячеславович Ионин, директор и основатель школы-колонии «Красные Зори», был тоже биологом, он закончил Естественный факультет Санкт-Петербургского университета и всю систему воспитания и обучения в школе-колонии строил на практическом изучении природы, сельскохозяйственного труда и техники. Юннатский кружок, сельскохозяйственные летние практики студентов естественного отделения института им. А.И. Герцена, открытие Агропедтехникума на территории школы-колонии «Красные Зори» в 1931 году. Краснозорьцы со своими трудовыми достижениями побывали даже на ВДНХ (выставка достижений народного хозяйства) в Москве в 1923 году и получили диплом победителя, в котором отмечались успехи школы на сельскохозяйственном поприще.
Во-вторых, судьба педагога И.В. Ионина также трагична, как и судьба ученого Н.И. Вавилова. В 1937 году он был арестован, осужден, приговорен к расстрелу, затем расстрел заменили десятью годами лагерей, он умер в лагерной больнице НКВД и реабилитирован только в 1990 году за отсутствием состава преступления. Чудовищные приговоры, невинные смерти полководцев, педагогов, ученых… Сколько бы они еще сделали добрых дел: вырастили бы умное поколение, передали бы свой опыт и знания на пользу отечественной науки, культуры, педагогики. Игнатий Вячеславович Ионин мечтал, чтобы его воспитанники после окончания школы стали бы агрономами, учителями, врачами, квалифицированными рабочими, талантливыми военными, художниками, музыкантами – словом, полезными для общества людьми.
И они стали настоящими людьми! Из стен краснозорьской школы вышли десятки докторов наук, прекрасных специалистов в области сельского хозяйства, военного дела, медицины, педагогики.
В-третьих, факт героизма и судьба 14-летней краснозорьки Люси Кузнецовой, воспитанницы школы-колонии «Красные Зори» теснейшим образом связана с хлебом. Ей в руки выпускник Александр Федоров, уходя добровольцем на фронт, передал сортовые семена пшеницы, выведенные им в юннатском кружке. Она обещала сохранить любой ценой, кто ж знал, что война будет длинной и жестокой, а цена – слишком дорогой... В блокадном Ленинграде, в Детдоме №6 до марта 1942 года Люся хранила семена сортовой пшеницы, зашитые в матрас и, как не уговаривала её подруга Светка Шарыпина, – не отдала их. С началом весны, была съедена первая трава в палисаднике, обглодана кора с деревьев в человеческий рост, а семена остались целы и слово, данное Сашке – Люся сдержала. Детдомовцев по Дороге жизни эвакуировали в Ярославскую область в марте 1942 года. Из блокадного города краснозорька Люся Кузнецова вывезла хлеб – сортовые семена пшеницы. После войны на одной из краснозорьских встреч подруга рассказала всем эту историю и приравняла поступок Люси Кузнецовой к подвигу ленинградских ученых ВИРа им. Н.И. Вавилова. Людмила Львовна Науменко (Кузнецова) после Великой Отечественной войны проживала в Белоруссии в Брестской области. Всю жизнь она работала агрономом, вся её судьба была связана с хлебом.
Ребят и педагогов после экскурсии пригласили в конференц-зал, где продемонстрировали рекламные ролики из истории института и блокадные хроники, а также все увидели видеореконструкцию сюжета с Люсей Кузнецовой. Самое удивительное, в зале была актриса видеосюжета восьмиклассница Любовь Ларионова, которой горячо аплодировал весь зал. А Мария Сергеевна Инге-Вечтомова, Генеральный директор НП «Память Таллинского прорыва» вручила Любе Диплом за участие видеоролика в литературно-патриотическом конкурсе «ЧИТАЕМ ИНГЕ». Мария Сергеевна – внучка известных ленинградских поэтов Елены Вечтомовой и Юрия Инге, дочь их единственного сына Сергея Юрьевича Инге-Вечтомова, который изучал и вырос на идеях Н.И. Вавилова. Сегодня он – профессор, академик РАН, ученый-генетик с мировым именем. Как необходима была нашим воспитанникам научная атмосфера, они познавали, интересовались, пропитались ею, казалось, что стали взрослее и серьёзнее. В фойе подростки обратили внимание на стенд памяти ученых института – участников Великой Отечественной войны, аналогичный стенд «Краснозорьцы в годы Великой Отечественной войны» хранится в школьном музее. Место подвигу должно быть в памяти людской.
Вот так и продолжается история, которую творят взрослые и дети, создавая новые страницы, вспоминая старые и не забывая хранить память. Прощаясь, обещали вернуться, – такие встречи необходимы нашей молодёжи, хотя бы потому, что расширяют кругозор, мотивируют на действие и обязывают помнить историю нашей Родины.
Педагог-библиотекарь Симонова Н.И.
Во-первых, Игнатий Вячеславович Ионин, директор и основатель школы-колонии «Красные Зори», был тоже биологом, он закончил Естественный факультет Санкт-Петербургского университета и всю систему воспитания и обучения в школе-колонии строил на практическом изучении природы, сельскохозяйственного труда и техники. Юннатский кружок, сельскохозяйственные летние практики студентов естественного отделения института им. А.И. Герцена, открытие Агропедтехникума на территории школы-колонии «Красные Зори» в 1931 году. Краснозорьцы со своими трудовыми достижениями побывали даже на ВДНХ (выставка достижений народного хозяйства) в Москве в 1923 году и получили диплом победителя, в котором отмечались успехи школы на сельскохозяйственном поприще.
Во-вторых, судьба педагога И.В. Ионина также трагична, как и судьба ученого Н.И. Вавилова. В 1937 году он был арестован, осужден, приговорен к расстрелу, затем расстрел заменили десятью годами лагерей, он умер в лагерной больнице НКВД и реабилитирован только в 1990 году за отсутствием состава преступления. Чудовищные приговоры, невинные смерти полководцев, педагогов, ученых… Сколько бы они еще сделали добрых дел: вырастили бы умное поколение, передали бы свой опыт и знания на пользу отечественной науки, культуры, педагогики. Игнатий Вячеславович Ионин мечтал, чтобы его воспитанники после окончания школы стали бы агрономами, учителями, врачами, квалифицированными рабочими, талантливыми военными, художниками, музыкантами – словом, полезными для общества людьми.
И они стали настоящими людьми! Из стен краснозорьской школы вышли десятки докторов наук, прекрасных специалистов в области сельского хозяйства, военного дела, медицины, педагогики.
В-третьих, факт героизма и судьба 14-летней краснозорьки Люси Кузнецовой, воспитанницы школы-колонии «Красные Зори» теснейшим образом связана с хлебом. Ей в руки выпускник Александр Федоров, уходя добровольцем на фронт, передал сортовые семена пшеницы, выведенные им в юннатском кружке. Она обещала сохранить любой ценой, кто ж знал, что война будет длинной и жестокой, а цена – слишком дорогой... В блокадном Ленинграде, в Детдоме №6 до марта 1942 года Люся хранила семена сортовой пшеницы, зашитые в матрас и, как не уговаривала её подруга Светка Шарыпина, – не отдала их. С началом весны, была съедена первая трава в палисаднике, обглодана кора с деревьев в человеческий рост, а семена остались целы и слово, данное Сашке – Люся сдержала. Детдомовцев по Дороге жизни эвакуировали в Ярославскую область в марте 1942 года. Из блокадного города краснозорька Люся Кузнецова вывезла хлеб – сортовые семена пшеницы. После войны на одной из краснозорьских встреч подруга рассказала всем эту историю и приравняла поступок Люси Кузнецовой к подвигу ленинградских ученых ВИРа им. Н.И. Вавилова. Людмила Львовна Науменко (Кузнецова) после Великой Отечественной войны проживала в Белоруссии в Брестской области. Всю жизнь она работала агрономом, вся её судьба была связана с хлебом.
Ребят и педагогов после экскурсии пригласили в конференц-зал, где продемонстрировали рекламные ролики из истории института и блокадные хроники, а также все увидели видеореконструкцию сюжета с Люсей Кузнецовой. Самое удивительное, в зале была актриса видеосюжета восьмиклассница Любовь Ларионова, которой горячо аплодировал весь зал. А Мария Сергеевна Инге-Вечтомова, Генеральный директор НП «Память Таллинского прорыва» вручила Любе Диплом за участие видеоролика в литературно-патриотическом конкурсе «ЧИТАЕМ ИНГЕ». Мария Сергеевна – внучка известных ленинградских поэтов Елены Вечтомовой и Юрия Инге, дочь их единственного сына Сергея Юрьевича Инге-Вечтомова, который изучал и вырос на идеях Н.И. Вавилова. Сегодня он – профессор, академик РАН, ученый-генетик с мировым именем. Как необходима была нашим воспитанникам научная атмосфера, они познавали, интересовались, пропитались ею, казалось, что стали взрослее и серьёзнее. В фойе подростки обратили внимание на стенд памяти ученых института – участников Великой Отечественной войны, аналогичный стенд «Краснозорьцы в годы Великой Отечественной войны» хранится в школьном музее. Место подвигу должно быть в памяти людской.
Вот так и продолжается история, которую творят взрослые и дети, создавая новые страницы, вспоминая старые и не забывая хранить память. Прощаясь, обещали вернуться, – такие встречи необходимы нашей молодёжи, хотя бы потому, что расширяют кругозор, мотивируют на действие и обязывают помнить историю нашей Родины.
Педагог-библиотекарь Симонова Н.И.